Министерство природных ресурсов
и экологии Ростовской области (Минприроды РО)

Государственный надзор



Виды надзора

  • региональный государственный экологический надзор осуществляемый:

- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

- в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

- в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, в пределах компетенции управления;

  • государственный лесной надзор,
  • государственный пожарный надзор,
  • государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,
  • государственный охотничий надзор.

Информация для кандидатов на получение статуса общественных инспекторов по охране окружающей среды в Ростовской области

Показатели результативности и эффективности осуществления регионального государственного экологического надзора

Информация об осуществлении государственного охотничьего надзора и государственного надзора в области охраны объектов животного мира и среды их обитания за 9 месяцев 2018 года.

При осуществлении федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также федерального государственного охотничьего надзора, государственными инспекторами Ростовской области в области охраны окружающей среды управления развития охотничьего хозяйства и использования животного мира министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на 30.09.2018 года проведено 14 плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не отнесенных к субъектам малого предпринимательства. Плановые проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в рамках исполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, утвержденного приказом минприроды Ростовской области от 09.10.2017 № ПР-232. По итогам проведенных плановых проверок составлено 19 протоколов за нарушение природоохранного законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Кроме этого проведено 21 внеплановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих свою деятельность в сфере охотничьего хозяйства по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича.
Государственными инспекторами Ростовской области в области охраны окружающей среды в период с 01.01.2018 по 30.09.2018 года составлено 541 протоколов об административных правонарушениях, в том числе:

574 - по ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира);
32 – по ст. 8.35 КоАП РФ (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений);
67 - по ст. 8.33 КоАП РФ (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов);
56 - по ст. 4.5 Областного закона № 273-ЗС от 25.10.2002 (Нарушение порядка действий по предотвращению выжигания сухой растительности);
1 – по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль);

В рамках надзора по фактам уклонения от исполнения административного наказания (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) - 22 административных дел.

Кроме того, за истекший период 2018 года на территории Ростовской области незаконно добыты: на территории общедоступных охотничьих угодий Кашарского района - 8 особей кабана (6 особей самки и 2 особи самца), ущерб составил 1 080 000,0 рублей и 4 особи сурка байбака, ущерб составил 72000 рублей, на территории Куйбышевского охотничьего хозяйства в Куйбышевском районе - 2 особи кабана (самки), ущерб составил 300 000 рублей, на территории Митякинского производственного опытного охотничьего участка в Тарасовском районе – 1 особь кабана (самка), ущерб составил 150 000 рублей, на территории Усть-Донецкого охотничьего хозяйства в Усть-Донецком районе – 1 особь пятнистого оленя (самец), ущерб составил 180 000 рублей, на территории Родионово-Несветайского района, незаконно добыто 2 особи зайца, ущерб составил 5 000,0 рублей, в Неклиновском районе незаконно добыто 4 особи фазана, ущерб составил 12 000,0 рублей, на территории Зерноградского района – 1 особь утки, ущерб – 900,0 рублей.

Общий размер вреда (ущерба), причиненный объектам животного мира и водным биологическим ресурсам в текущем году составляет 1 920 600,0 рублей. По состоянию на 01.10.2018 взыскано 103 200,0 рублей.

За истекший период министерством наложено штрафов за нарушение в области охоты и использования объектов животного мира и среды обитания на сумму 1 097 000,0 рублей взыскано 853 796 рубля.

В первом полугодии 2018 году заключено 17 охотхозяйственных соглашений. Сумма сбора за право заключения охотхозяйственных соглашений, поступившая в бюджетные системы бюджета Российской Федерации, составила 6 559 242,4 руб.

Перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере государственного охотничьего надзора и государственного надзора в области охраны использования объектов животного мира и среды обитания.

Перечень типовых нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора

Анализ выявленных правонарушений позволяет сделать следующие выводы:

- практически все выявленные нарушения связаны с низким уровнем организации природоохранной деятельности на предприятиях, отсутствием предусмотренных законодательством учетных, инструктивных, нормативных и разрешительных документов, определяющих порядок организации и ведения природоохранной деятельности;

- основная масса выявляемых случаев нарушения природоохранного законодательства не связана с непосредственным негативным воздействием на окружающую среду.

Наиболее характерными нарушениями, выявляемыми в ходе проведения проверок хозяйствующих субъектов, являются:

- по статье 7.3 КоАП РФ: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого недропользователь должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке; недропользование без соответствующего разрешения (лицензии), в том числе добыча подземных вод из скважин без разрешения (лицензии) (ст.11, 12, 22 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»);

- по статье 8.1 КоАП РФ: отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, непроведение ее в установленные сроки либо, проведение инвентаризации в неполном объеме; отсутствие мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; отсутствие производственного контроля в области охраны окружающей среды, не предоставления в соответствующий орган исполнительной власти информации о его результатах и об ответственных лицах (ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.34, 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

- по статье 8.2 КоАП РФ: отсутствие производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; отсутствие ведения учета и отчетности образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; отсутствие у работников, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы; отсутствие паспорта отходов I - IV класса опасности - документа, удостоверяющего принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащего сведения об их составе (ст. 15, 16, 19, 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

-по статье 8.12.1 КоАП РФ: ограничение свободного доступа граждан к береговой полосе общего пользования (ст.6 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ);

-по статье 8.13 КоАП РФ: нарушения, связанные с превышением сбросов в водные объекты по сравнению с установленными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (ст.56 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ);

-по статье 8.41 КоАП РФ: невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

- по статье 8.21 КоАП РФ: выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником без специального разрешения (ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);

-по статье 8.42 КоАП РФ: размещение отходов в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов; распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов (ст.65 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ).


- Перечень типовых нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора за 3 квартал 2018 года

- Перечень типовых нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора за 2 квартал 2018 года

- Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (аудиозапись мероприятия 22.06.2018)

- Приказ министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 22.05.2018 № ПР-85 «Об утверждении программ профилактики нарушений обязательных требований»

- Показатели результативности и эффективности осуществления регионального государственного экологического надзора Ростовской области за 1 полугодие 2017 года

- Реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду

- Приказ минприроды Ростовской области от 21.09.2017 № ПР-229 «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 13.02.2017 № ПР-33 «Об утверждении методики определения результативности и эффективности регионального государственного экологического надзора»

- Постановление министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 18.01.2018 № П-1 «Об утверждении форм проверочных листов при осуществлении регионального государственного экологического надзора»

 - Проверочные листы (списки контрольных вопросов) при осуществлении регионального государственного экологического надзора

- Реквизиты для перечисления денежных взысканий (штрафов, ущербов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды



Государственными лесными инспекторами Ростовской области за период восьми месяцев в 2018 году выявлено 355 нарушений законодательства, из них:
- Непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ) – 82 протокола об административных правонарушениях;
- Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП РФ) – 77 протоколов об административных правонарушениях;
- Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) – 68 протоколов об административных правонарушениях;
- Нарушение правил использования лесов (ст. 8.25 КоАП РФ) – 53 протокола об административных правонарушениях;
- Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28 КоАП РФ) – 32 протокола об административных правонарушениях, в том числе 16 материалов дел передано в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел по ст. 260 УК РФ;
- Уклонение от исполнения административного наказания (ст. 20.25 КоАП РФ) – 30 протоколов об административных правонарушениях;
- Самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ) – 6 протоколов об административных правонарушениях;
- Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ) – 3 протокола об административных правонарушениях;
- Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ) – 2 протокола об административных правонарушениях;
- Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.5 КоАП РФ) – 1 протокол об административных правонарушениях;
- Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.4 КоАП РФ) – 1 протокол об административных правонарушениях.

Таким образом, основным лесонарушением, совершаемым на территории Ростовской области, является непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ).

Минприроды Ростовской области принимаются своевременные меры по привлечению к ответственности нарушителей. Так, государственными лесными инспекторами Ростовской области за 8 месяцев в 2018 года рассмотрено 354 административных дела, наложено административных штрафов на сумму 1434,9 тыс. руб. Из них, Каменским межрайонным отделом составлено 43 (12,1%) протокола об административных правонарушениях, Верхнедонским межрайонным отделом составлено 46 (13,0 %) протоколов об административных правонарушениях, Романовским – 44 (12,4 %) протокола об административных правонарушениях, Шолоховским – 59 (16,7 %) протоколов об административных правонарушениях, отделом государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах – 162 (45,8 %) протокола об административных правонарушениях. 16 материалов направлено в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел по ст. 260 УК РФ.